Свой самый длинный альбом классики heavy metal записали в достаточно короткие сроки. В январе вошли в студию, в марте обнародовали название будущего диска — "Последний рубеж",— а в первые дни июня опубликовали обложку и предложили для свободного скачивания стартовый сингл "El Dorado", песню с почти рок-н-ролльной структурой. Альбом был создан на Багамах, в Compass Point Studios, в той же легендарной студии Криса Блэкуэлла с Island, где AC/DC записывали "Back In Black", а Iron Maiden создали эталонные для всего жанра диски "Piece Of Mind" (1983), "Powerslave" (1984) и "Somewhere In Time" (1986). Описывая процесс записи "The Final Frontier", музыканты с наслаждением спекулируют на идее возвращения к корням. "В студии ничего не изменилось... там царила такая же потрясающая атмосфера! — рассказывал вокалист Брюс Диккинсон.— Все, вплоть до сломанных ставен на окне... ковра на полу... было даже немного жутко".
Все песни для "The Final Frontier" написал бас-гитарист Стив Харрис, лидер группы. В новом тысячелетии коллеги легко уступают ему это право, большинство песен на альбомах 2000-х принадлежат его авторству. Предводитель не склонен себя сдерживать. Венчает новый диск 11-минутная сюита "When The Wild Wind Blows". Ученые установили, что эта композиция всего лишь третья в топе самых длинных композиций Iron Maiden. Гитарист Дэйв Мюррей жаловался в интервью "Биллборду", что эту песню ему и его коллегам пришлось разучивать частями, так как там слишком много мелодий и смен ритма. Можно подумать, Iron Maiden сделали себе имя двухаккордными рок-н-роллами... "When The Wild Wind Blows" при всем своем сложносочиненном устройстве звучит монолитно, в отличие от многих песен Iron Maiden, от которых остается ощущение, что лидеры хеви-металлических профсоюзов стоят над душой Стива Харриса и требуют, чтобы он в каждой песне обеспечил работой всех трех штатных гитаристов группы.
Пожалуй, можно согласиться с теми, кто считает, что для стандартного альбома Iron Maiden в "The Final Frontier" многовато лирики. Но здесь, боже упаси, не встретишь полноценных баллад, как у Metallica, за это фанаты и почитают Iron Maiden единственной истинно металлической группой. Даже самая удачная лирическая тема непременно срывается в громыхающий металлический марш или эстафету скоростных соло на марафонской дистанции. Человеку, не привыкшему к художественному методу Iron Maiden, все же не очень ясно, зачем отягощать отличные рок-н-ролльные "крючки" таким количеством исполнительского тюнинга. Вот, например, сокращенная версия песни "Satellite 15... The Final Frontier", использованная в одноименном фантастическом видео, в два раза короче оригинальной и воспринимается, как крепко сбитый хард-роковый боевик в духе Deep Purple. А Брюс Диккинсон, кстати, с годами все меньше скрывает вокальное сходство с Яном Гилланом. В "Coming Home", песне, в наибольшей степени подходящей под определение "баллада", их друг от друга просто не отличить.
Maiden на то и Maiden, чтобы играть много и от души. На альбоме всего одна песня короче пяти минут. Это "The Alchemist" — абсолютно классический скоростной трек, в наибольшей степени соответствующий понятию "возвращение к корням". Хотя какое там на самом деле возвращение. Прогресс — враг Iron Maiden в той же степени, в какой он враг Motorhead или AC/DC. Нет сомнений, Iron Maiden в состоянии сочинять хлесткие шлягеры на двух аккордах, радость простых мелодий им тоже хорошо знакома. Но все, что касается Iron Maiden, должно быть обязательно большое, дорогое и длинное. Длинные песни, затяжные турне (группа уже в дороге с новым материалом) и дорогие самолеты с Брюсом Диккинсоном у штурвала. И три гитариста, каждого из которых необходимо обеспечить работой.
Iron Maiden "The Final Frontier" (EMI)