Третий номерной альбом при участии Siouxsie Sioux. Вся сила и напор рок-н-ролла ушли к веселому британскому электронному дуэту Basement Jaxx. Или как два хулигана целый мир обманули. Музыка Basement Jaxx буквально сдувает с кресел: не то напором, не то набором. Набором приемов, стилей, которые тасуются так, как будто стилей не существует вовсе, а есть только разные песни с разным звучанием, пестротой, с которой мелькают перед тобой образы и звуки. Это сродни серии фокусов, когда уже просто нет человеческой возможности следить за руками мага-многостаночника, это похоже на ловкость наперсточника. В любом случае, от музыки Basement Jaxx остается впечатление какого-то сверхскоростного и невероятно ловкого обмана, особенно когда она кончается: вот она была - и нету. Потом, задним числом, подтягиваются энциклопедисты и начинают рассказывать тебе: биг-бит, гараж, ту-степ, хаус такой, хаус сякой. Приходится кивать головой: энциклопедистам виднее. И все же не оставляет впечатление, что тебя обманули. К добру ли сие? Саймона Рэтклиффа и Феликса Бакстона твои душевные терзания интересуют мало: дуэт обманщиков занят сотворением хаоса из хауса и достиг на этом поприще немалых успехов. Для своих целей дуэт не брезгует никакими средствами: нужен им человек, умеющий петь - они позовут участника бойз-бэнда 'N Sync, а на кривые ухмылки так и будут реагировать: мы , мол, взяли его, потому что он умеет петь. Ну, и еще при записи песни "Plug It In" он ошивался в том же здании, что и мы, а у нас все не ладилось с вокальной дорожкой. Короче, схватили первое, что попало под руку, что кажется логичным для них. И, что тоже кажется логичным, это первое попавшееся сработало. Такой подход напоминает скорее рокерские дела в старые добрые времена - "нам не хватало бас-гитариста, так что мы свистнули этого чувака с улицы, всучили ему в руки бас-гитару, и он такое выдал!" Характерно, что музыка Basement Jaxx узурпирует многие некогда рокерские и эстрадные понятия: гараж, фанк, диско, ту-степ. Понятно, что у этих понятий теперь иное наполнение: слово "гараж" в современном значении пошло от нью-йоркского клуба "Paradise Garage" (многие, впрочем. эту этимологию оспаривают), - но уж больно занятное сходство, а как говорил один линчевский персонаж, "я больше не верю в неудачные совпадения". Когда совпадения громоздятся на совпадения - есть желание поискать за этим систему. Или системный кризис. Системный кризис охватил музыку, условно именуемую рок-н-роллом, лет десять назад и длится до сих пор. На щит поднимаются анемия и депрессия: верный признак того, что жанр находится в полном упадке. Однако декларированные им ранее ценности по-прежнему востребованы - и вот на сцену выходит новая шпана, которая эти ценности поднимает на щит, не называясь при этом скомпрометировавшими себя именами. Недаром всюду подчеркивается, что Basement Jaxx пишутся на том же лейбле, что и The Prodigy, недаром последним в свое время прочили славу могильщиков рок-н-ролла, да уж больно те жидковаты оказались, как поковыряли их пальцем. Агрессия, нахальство, эклектика: три кита, на которых стоял рок-н-ролл, теперь в руках у его заклятых врагов, и это Basement Jaxx теперь называются британским гаражом, а гаражные группы тихо скулят у себя в углу что-то про "бэйба бросила меня". У них уже не хватает мяса даже на слово "телка". Слово "телка" произносят Basement Jaxx, дуэт беспринципных хулиганов, познакомившихся на реке Темзе на вечеринке, что происходила на арендованной барже (тут почему-то вспоминаются Sex Pistols с их историческим исполнением "God Save The Queen" - этакая пародия), не брезговавших в начале карьеры ремиксами на Pet Shop Boys, а теперь, с третьим своим полноценным альбомом звучащих как оркестр спятивших музыкантов. С диким криками, напором, агрессией, эклектикой и Сюкси Сюкс, поющей заглавный трек. Той самой Сюси, да-да. Рок-н-ролл мертв, господа. Патти Смит редко ошибается в пророчествах. На месте рок-н-ролла - два кривляющихся дурня, за спиной которых - сила, именуемая жизнью. Сила, оставившая рок-н-ролл. Так обманули или нет? - спросит все-таки дотошный читатель. Пожалуй, да. Надули. Но сделали это так красиво, что сам этот факт - факт обмана - можно не принимать во внимание.
|