20 ноября компания Sony Music выпустит альбом-компиляцию Джо Кокера “Joe Cocker – The Life Of A Man” — тщательное исследование карьеры певца, которое выйдет на два диска. В альбом войдут все хиты певца, записанные за его долгую карьеру: начиная с 1968 и заканчивая 2014, годом его смерти — и это первый подобный сборник творчества Кокера за 12 лет.
О нем говорили многие, но лучше всех про Джона Роберта Кокера сказал он сам. В одном из своих последних интервью, которое было дано всего за год до смерти в декабре 2013, Джо сказал: «Я горжусь тем, что я сам выбрал и сделал свою жизнь — не хорошую, не плохую. Я просто выбрался на сцену и сделал хоть что-то. И для парня из Шеффилда это не так уж и плохо».
Действительно, скажи молодому Джо Кокеру, что его голос станет легендой блюза и одним из самых значимых вокалов в истории музыки вообще, этот оболтус рассмеялся бы вам в лицо. Он родился в рабочем квартале Шеффилда, ему 15, он только что бросил школу из-за финансовых трудностей семьи и вовсю готовится к карьере монтера-газовика — к карьере, которую в свое время выбрал и его отец. С музыкой его связывает лишь восторженная любовь к Рэю Чарльзу да однажды спетая песня со сцены с группой брата в возрасте 12 лет. Конечно, он собирал группы и даже выступал с ними — но кто не делал этого подростком?
Тем не менее, пути таланты неисповедимы — и вот на дворе 1969 год, Вудсток, и Кокер исполняет свою версию битловского хита With a Little Help From My Friends. От легкой и несколько печальной композиции ливерпульской четверки рабочий паренек из Шеффилда не оставил толком ничего: он впихнул туда соло от какого-то малоизвестного сессионого гитариста Джимми Пейджа, сменил ритм, справил все это надрывным, хриплым, кокеровским голосом — и родился новый хит. Публика главного рок-фестиваля Англии неистовствует, журнал Rolling Stone сравнивает голос 24-летнего музыканта с вокалом американского чернокожего средних лет — а если быть точным, даже с самим Рэем Чарльзом. Потом, кстати, сам Рэй назовет его, наряду с Аретой Франклин и Марвином Геем, лучшим голосом блюза из ныне живущих, но это потом: главное, что карьера запущена на орбиту.
В ней были свои взлеты и падения: Кокер, поддерживающий свой голос ежедневными 80 сигаретами и галлоном виски, вряд ли мечтал прожить долго, и в первую половину 1970-х начисто пропал с радаров. Но, как и положено блюзовому герою, Кокер сам вылез из петли, которую сам себе и уготовил: в 1978 он записывает с Дженнифер Уорнс медленную балладу Up Where We Belong, за которую он получит «Оскар» и «Грэмми». Впоследствии он четырежды получал номинацию на «Грэмми», как, впрочем, и целую вереницу других наград, включая Орден Британской Империи.
Как бы там ни было, Джо прав: он прожил такую жизнь, какую он выбрал сам. Жизнь человека.