Альбом МОДА - вариант:
Лимитированное издание, в специальном диджипаке с перфорацией, баркод - 4601250373355
19 сентября 2011 года компания «Союз Мьюзик» выпустит в свет новый альбом группы «Браво» под названием «Мода». Это первая работа группы после более чем десятилетнего перерыва. Запись альбома велась в Москве, а сводили треки в Лос-Анджелесе, в студии Village Records (продюсером стал Гиан Райт, ранее сотрудничавший с такими артистами, как Janet Jackson, Paul McCartney, Foo Fighters, Meat Loaf, Oasis, Ringo Starr, The Raconteurs, Vampire Weekend и над фильмами "Across the Universe" и "Walk the Line"). Мастеринг для пластинки также был сделан в Лос-Анджелесе. Альбом, который вынашивался десять лет, был записан быстро – всего за четыре месяца. Над ним работал нынешний состав «Браво»: трое отцов-основателей группы – Евгений Хавтан, Павел Кузин и Александр Степаненко – плюс бессменный уже полтора десятилетия вокалист Роберт Ленц, новый басист Михаил Грачев и расширенная духовая секция.
Часть новых композиций уже исполняется на концертах группы, в частности: «Мода», «Полет через Ла-Манш», «Плохой, хороший, злой»,«Танцуй» и другие.
Интересной особенностью нового альбома является то, что всё оборудование (гитары, барабаны, усилители, клавишные) использованное при его записи, было не старше первой половины 60-х годов ХХ века. Финальная часть (сведение и мастеринг) проходила в США, во всемирно известной студии Village Studios, в Лос Анджелесе, под руководством продюсера Джиана Врайта (Ghian Wright), работавшего ранее с такими артистами, как Janet Jackson, Paul McCartney, Foo Fighters, Meat Loaf, Oasis, Ringo Starr, The Raconteurs, Vampire Weekend. Также Джиан принимал участие в работе над фильмами Across the Universe и Walk the Line.
В работе над новым материалом принял участие один из основателей группы «Оберманекен» Анжей Захарищев фон Брауш, который написал тексты практически для половины новых песен. Кроме того, два текста написал Дмитрий «Сид» Спирин из группы Тараканы, еще несколько — Владимир Родионов.
А подробнее об альбоме расскажет лидер группы – композитор, гитарист и вокалист Евгений Хавтан…
ОТКУДА ТАКОЙ ПЕРЕРЫВ?
Я никогда не берусь за запись альбома только потому, что это нужно сделать любой ценой. Долгое время у меня не было идей, я не понимал ни как это записывать, ни где это записывать – мы пробовали разные студии, и все мне не нравилось… Ну и плюс обычное раздолбайство музыкантское, а прошло уже десять лет… Каждый год мы обещали поклонникам новый альбом, и в конце концов стыд нас заел, мы решили сделать эту пластинку – и сделали ее довольно быстро.
ГДЕ И КАК РАБОТАЛОСЬ?
Работа происходила таким образом: мы писали все в гараже моего загородного дома. Дальше треки отсылались в Лос-Анджелес, на сайт студии Village Records, Гиан делал миксы и присылал мне их в Москву, я слушал и выбирал. Мы что-то обсуждали, на каждую песню было сделано от 3 до 7 вариантов. Гиан попросил меня сделать подстрочные переводы всех песен на английский язык, чтобы он мог точно понимать, о чем в них поется. Это довольно необычно – чаще всего западные продюсеры не интересуются полным текстом песни, а просто ловят общее настроение. А Райт влезал в тексты на уровне фраз – ему приходилось объяснять какие-то вещи, потому что западному человеку трудно с ходу их понять. Дальше он предлагал свои миксы, очень деликатные – у меня сперва была идея лететь в Лос-Анджелес и сидеть вместе с ним в студии, но когда он сделал первый микс песни «Мода», я понял, что мне туда лететь бессмысленно. Потому что если бы я туда прилетел – то все было бы сделано по-моему, а мне хотелось именно что другого креатива и другого взгляда на наш звук. И ему все удалось; он добавил какие-то сэмплы, другие штуки, в глаза они сразу не бросаются, но если послушать внимательно – то как раз и раскрываются вкус и тонкость этого человека.
О ПЕСНЯХ
«Люди из книг» - текст сочинил Вова Родионов из очень прикольной группы «Ульи». Вова написал нам довольно много, несколько песен «Браво» на его тексты еще не записаны, а одна войдет в мой сольный альбом. «Людей из книг» он написал уже лет пять назад, вся песня тоже была готова очень давно и даже успела поиграть по радио, но для пластинки мы её изменили. Сделали специальный мастеринг, в таком виде она и вошла. Вова очень точно и сразу попал в настроение песни, и все получилось моментально – в отличие от многих других песен с этого альбома, на которые было написано по 3-4 варианта текста.
«Мода» - с нее вообще начался альбом. Я сразу понял, что именно она будет центральной и заглавной. Стихи для нее написал Анжей Захарищев фон Брауш, лидер очень уважаемой мною группы «Оберманекен», он сначала придумал припев, а потом навел в куплетах своей фирменной концептуальности. Настолько, что я сначала долго не мог понять, про что эта песня – а когда я пою, мне очень важно понимать текст. Но в конечном итоге мне показалось, что эта песня – о том, что все проходит, все меняется в зависимости от моды, появляются новые герои, но все равно есть какие-то константы. Это классики джаза и рок-н-ролла, легенды кино, которые появились с 30-х по 80-е и навсегда вошли в историю. В 90-х их почти не было. Ничего не хочу плохого сказать про это поколение, но вряд ли кто-то займет ту нишу, которую заняли Beatles, Led Zeppelin, U2…
«Плохой, хороший, злой». Дима «Сид» Спирин, который иногда поставляет нам тексты, сказал, что у него есть песня, которая почему-то не пошла в его родных «Тараканах». Она была на другую мелодию, в несколько другом ритме, и он попросил меня попробовать написать для «Тараканов» новую музыку на те же слова. И этот текст лежал у меня три или четыре месяца, а потом я как-то сидел и бренчал на гитаре, в стандартном ля-миноре – и сделал всю песню за один присест. Мне так понравилось то, что получилось, что я позвонил Диме и сказал: «А давай-ка я эту песню сам спою, с «Браво»». И она осталась за нами, хотя на юбилее «Тараканов» я спел эту песню вместе с Димой и его ребятами. Вообще песни Сида универсальны, их можем играть и мы, и они – с перегруженными гитарами, как положено. Разумеется, эта песня – реверанс классическому спагетти-вестерну Серджо Леоне, который я очень люблю.
«Капитан». С песнями такого рода традиционно возникают проблемы, потому что это – классический рок-н-ролл, рокабилли, и текст там должен быть бессмысленный, такова традиция. Первые рокабилли вообще были – шуба-дуба да ша-ла-ла. Здесь мы тоже попробовали несколько вариантов слов, пока Анжей не принес текст про капитана. Мне этот капитан представляется таким мультяшным, с трубкой, типа Врунгеля из мультфильмов Давида Черкасского. С гердтовским голосом. В этой песне у нас играет контрабас – мы давно мечтали его записать, и наш новый басист Михаил Грачев прекрасно владеет этим инструментом. Он играет с таким характерным слэп-бэком, ударом по струнам, это очень хорошо слышно, а я играю на старом банджо, 30-х годов. Я получил его из Америки за неделю до записи – купил на аукционе eBay – и подумал, куда бы его вставить? Мы его настроили, но чуть-чуть расстроенным оно все-таки осталось – специально, и при внимательном прослушивании песни это можно услышать.
«От Таганки до Кузьминок». Очень личная история. У «Браво» никогда не было песен про кого-то из нас – они всегда были про какой-то собирательный образ стиляги, который, как оказалось со временем, мне довольно безразличен. А тут с самого начала было понятно, что песня должна быть про меня, про мое школьное детство, про моих друзей, про район, в котором я вырос… Думаю, в какой-то момент такая песня появляется у каждого артиста. Когда я учился в школе, и мы зависали допоздна – ни метро, ни троллейбусы уже не ходили, а денег на такси и подавно не было – мы ходили пешком от Таганки до Кузьминок. Дорога, конечно, занимала не полчаса, а час-полтора, но мы ходили часто – в то время можно было не опасаться получить от подростков, которые просят закурить. Анжей очень хорошо сделал этот нехарактерный для него текст – здесь есть реализм, который вообще-то группе «Оберманекен» не свойственен.
«Танцуй». Одна из первых песен, сделанных для альбома, ей тоже лет пять. Стихи написал Олег Чилап, лидер московской группы «Оптимальный Вариант», с которым мы начали сотрудничать еще на «Евгенике». Он мой хороший приятель, журналист, прекрасно понимающий, про что и как надо писать. Ранняя версия песни тоже крутилась на радио, но для альбома мы переписали ее по-другому.
«Принцесса». После ухода Жанны Агузаровой нам никогда не писали тексты девушки. Получилось забавно, взгляд, изложенный в этой песне (стихи предоставила Саша «Муха» Чугунова) – чисто женский. Когда я впервые увидел текст, мне показалось, что это не наше, это нам не подойдет… Но мы решили попробовать ее на репетиции – и оказалось, что текст сделан Сашей настолько удачно и талантливо, что Роберту доставляет огромное удовольствие его петь! Плюс, на мой взгляд, это одна из идеально звучащих песен на альбоме, потому что там сделана очень хорошая звуковая панорама. При прослушивании на хорошей аппаратуре становятся видны все детали.
«Нет предела» - одна из любимых песен моего ребенка, 17-летней Полины, да и моя тоже. Мы очень долго с ней возились, у нас не было подходящих стихов, и в какой-то момент я поставил на ней крест. Мы записали ее с англоязычным текстом (в первый раз в истории группы), и этот трек – под названием «Don’t Wait» - даже звучал пару недель по радио. Но меня убедили, что оставлять эту песню с английскими словами – значит недораскрыть ее потенциал. И я отдал «рыбу» Саше Чугуновой, а сам в это время вспомнил о конкурсе, который провел несколько лет назад на сайте stihi.ru. Тогда я вывесил там болванку этой песни и предложил всем желающим ее подтекстовать. Пришло более трехсот вариантов, я с трудом разгреб их и три-четыре сохранил. И удивительная вещь – куплет одного из этих интернет-текстов идеально сошелся с припевом, придуманным Сашей! Она любезно согласилась на такое соавторство, но дальше мне нужно было разыскать автора слов куплета. Я знал, что его зовут Александр Пищулов и что он работает на каком-то московском кладбище. При этом он – бывший музыкант и изредка пишет стихи различным группам. И вот я ввел в поиске слова «Пищулов кладбище» и начал обзванивать… Оказалось, что за эти несколько лет Александра перевели на другое кладбище – причем с повышением. Мало того, он за это время записал еще два альбома арт-рока, он фанат такой музыки. Как я об этом узнал – его e-mail начинается с цифр «90125», это альбом «Yes» начала 80-х… Такая вот история. В песне играет струнный квартет «Verum», я в ней использую электрический ситар, а Гиан Райт даже поет! Там в последнем припеве слышится вокодер – это искаженный голос Гиана, который специально выучил русский текст. И спел с Робертом. Причем то, что поет иностранец – не слышно.
Для песни «Полёт через Ла-Манш» у меня было написано то ли четыре, то ли семь вариантов текстов, что является обычной практикой в «Браво», начиная с альбома «Стиляги из Москвы». Самым точным по настроению снова оказался текст Анжея фон Брауша. Это такая стилизация черно белых итальянских и французских мелодрам и фильмов 60-х годов. В песне звучат настоящие струнные. Это снова московский квартет «Verum». Я попросил нашего продюсера Гиана Райта сделать звук струнных как на ранних записях «Electric Light Orchestra», а он со своей стороны, предложил вставить в песню диалог двух героев из фильма Жана-Люка Годара «Alphaville» на французском языке. Кадр из этого фильма будет в буклете альбома.
«Вот и я» - и опять стихи Анжея. Эту песню мы начали мурыжить лет, наверно, десять назад. Когда я принес ее, чтобы показать музыкантам, барабанщик Паша Кузин сказал: «Что-то она напоминает мне итальянскую эстраду». Мы ее погоняли туда-сюда – и отправили в архив. У меня такое бывает: песни, которые не идут, я отправляю на дальнюю полку и забываю о них. А для этого альбома я ее вспомнил. И понял, почему она столько лет не шла: в ней просто был неправильный бит. И мы опять начали возиться, долго мучились с ритм-секцией, играли то быстрее, то медленнее, пока не нашли правильный темп. Я представлял себе в этой песне что-то летящее – как люди, летящие над городом на картинах Шагала. И Анжей сделал такой текст, который особенно ко многому не обязывает, но очень удачно лег именно в эту песню. Там еще звучит мандолина, которая пришла из Америки месяцем раньше, чем банджо. Я стал ее осваивать – мне очень хотелось ввести ее в программу, и на нескольких песнях она пригодилась. На пластинке, кстати, почти все мандолинные партии сыграны не мной, а нашим звукоинженером Костей Дюжарденом, в прошлом – одним из лидеров замечательной группы «Восточный синдром». В этой песне, кроме мандолины, звучит аккордеон – мне вообще нравится сегодняшняя тенденция возвращения к неофолку, введение живых инструментов, которые дают воздух. И еще там есть своеобразное бульканье бас-гитары – это на самом деле брак записи, от которого продюсер не смог избавиться. И просто включил его в ткань песни – получилось здорово! Бывает такое, когда включается полет планет – а дело всего-то в компрессоре на бас-гитаре…
«Джаз на орбите» перекочевала из моего сольного проекта «Микки-Маус и Стилеты», который я сделал лет, наверно, семь назад. Мне хотелось сделать песню с контрабасом, в духе 30х-40х годов, такую jazzy… Плюс в этой песне играет диджей – DJ Hobot, который более известен по сотрудничеству с «Кастой». Я ему выслал нарезки своих виниловых альбомов – Армстронга, Гленна Миллера и так далее – и он сделал такой микс, сыграл биты, и мы это подставили, там все это электронное колдовство тоже есть.
(ОБЛОЖКА)
Дизайнер, который делал обложку – Дмитрий Ремизов – занимается в основном серф- и рокабилли-музыкой. Когда выпускающая компания предложила мне его, я сразу согласился, потому что знаю – эти люди очень точно и тонко чувствуют то, что нужно. Мне хотелось, чтобы это выглядело как ранние обложки «Smiths», которые мне очень нравятся. Чтобы это было черно-белое изображение, очень фактурная фотография и скромные надписи, ничего кричащего. На этой обложке я видел какую-то культовую актрису, но не очень известный снимок. И Дмитрий нашел фотографию из фильма «Римские каникулы», где Одри Хепберн едет на мотороллере по Риму.