Новый студийный альбом культовой нижегородской группы ХРОНОП.
Вадим Демидов представляет юбилейный альбом "Двенадцать Писем На Небо", выходящий к 25-летию группы ХРОНОП:
Охота белых егерей
Если мне память не изменяет, первый вариант "Охоты" я написал еще до "Венецианского Альбома", то есть в начале 2007-го. Но в него она не вошла, и даже когда мы приступили к аранжировкам юбилейного альбома, она не фигурировала в числе фаворитов. Хотя весной прошлого года мы "Охоту" на репетициях разминали и даже пару раз сыграли на концертах, но, по всей видимости, сделана она была скучновато, и во время первой летней сессии мы ее писать не стали. Я помню, что на одну из репетиций (это уже был сентябрь) никто из хронопов кроме меня и барабанщика Паши Носкова не приехал – из-за пробок, что ли. И мы с ним, никуда не торопясь, наигрывали разные вещи, в том числе и "Охоту". Он неожиданно предложил интересный бит, который меня сразу "закачал". На той же репетиции мы записали в комп ее демо – просто, чтобы не забыть. Еще пару-тройку репетиций, и все партии сцепились между собой.
Уже перед записью я основательно переписал текст. Практически все куплеты подверглись переработке. Любопытно, что те, кто полюбил эту вещь года два назад, даже пеняли мне, что я все переделал. Но мне показалось, что в старой версии текст был жидковат.
Послушав первое сведение "Охоты", мы решили поставить ее первым номером в альбоме. Кажется, она задает настроение всей программы. В ней намечена основная тема альбома – маленький человек в имперских пространствах.
Animal Planet
Когда мы приступаем к записи нового альбома, всегда большая часть песен для него уже сочинена – примерно 8-10. Остальные придумываются во время записи. "Animal Planet" появилась летом 2009-го, к тому времени песен пять мы для альбома уже записали, и занимались аранжировками еще трех-четырех. Песня навеяна прогулками по центру Нижнего, в воскресные дни у Кремля не протолкнуться – свадебные кортежи, корпоративные гуляния. Но ноги сами ведут в центр города - там красиво. И почему-то кажется, что и люди там красивее.
"Animal Planet" – песенка "маленькая", камерная. Я пару раз заезжал домой к гитаристу Саше Охлопкову, и мы вдвоем сочиняли гитарные сетки. Дело в том, что он в течение года был очень занят по вечерам, и на общих репетициях появлялся нечасто (он играет обычно в группах трех-четырех, а еще в губернском оркестре). Как-то сразу было решено писать гитару с "тремоло", чтобы нотки прыгали как на пружинках. К тому же вспоминается звук из сериала "Твин Пикс", темы Анжело Бадаламенти. Одна из моих самых любимых песен на новом альбоме.
Смерть поэта
Сочинил я ее года три назад. И довольно часто пел на сольных "акустиках". Что касается текста, то он написался на одном дыхании, за один вечер.
Однако на альбом "Смерть поэта" попала едва ли не случайно. Я ее как-то наигрывал на репетиции, и Паша Носков мгновенно откликнулся ритмом на томах. Сразу возник грув. Остальные музыканты мгновенно включились, и вчерне песня была сделана за одну репетицию. Запись той репетиции я потом многократно переслушивал – даже в демо-записи песня вполне себе качала.
Алекс Репьёв на сведении не раз называл ее "самой рокерской" песней ХРОНОПА. В одном из куплетов предложил пропустить бас через фузз, что всем очень приглянулось…
Глоток Надежды
Когда новый альбом только задумывался, мечталось, чтобы в качестве гостей на нем поиграли наши музыканты-друзья. И даже целые группы (почему бы и нет – ведь альбом юбилейный!). От некоторых групп были получены "добро" на сотрудничество, однако в реале случился только один альянс.
Со струнным квартетом ДАМСКИЕ ПАЛЬЧИКИ я знаком давно, не раз бывал на их концертах, писал о них восторженные тексты в различные издания. В свою очередь, скрипачка Галя Илларионова очень тепло относится к нашим песням, с ней мы и обсудили возможность записать совместный трек. Я выслал ей три песни на выбор, и ПАЛЬЧИКИ остановились на "Глотке надежды" (помню, что среди них была и "Все женщины с солнца").
К тому времени я уже слышал альбом ДАМСКИХ ПАЛЬЧИКОВ - "Снежность" (на музыку Леонида Федорова), поэтому отдавая им песню, представлял, что девушки могут с ней сотворить. Собирались мы с ними два или три раза – в театре оперы и балета, где девушки работают. С каждой репетицией песня обретала все более завершенный вид. ПАЛЬЧИКИ для записи пригласили мастера перкуссии Мишу Зельманова, с которым тоже давно знакомы. Насколько я знаю, с ним девушки провели лишь одну репетицию, причем в студии Зельманов забыл все придуманные ходы (к немалому смущению квартета) и полностью отдался импровизации.
Я планировал, чтобы ДАМСКИЕ ПАЛЬЧИКИ записались поочередно (сначала виолончели, потом скрипки), но оказалось, что девушкам удобнее играть всем вместе. Звукорежиссер Алекс Репьёв был не против – вместе так вместе, у "живой" записи всегда винтажный звук. Что меня очень удивило – во время записи ДАМСКИЕ ПАЛЬЧИКИ употребили парочку бутылочек коньяка…
Москва
Первая версия "Москвы" (называлась тогда "Слушай нас, Москва") была сочинена для группы КРУПСКАЯ, которую я продюсировал в 2003-м. Она даже дала название альбому КРУПСКОЙ. Сегодня песня основательно подзабылась, и ХРОНОП решил ее реанимировать, тем более, что сегодня, как мне думается, она еще более актуальна. Аранжировка утяжелилась. К тому же я переписал два с половиной куплета.
Не припоминаю в истории рок-н-ролла (хотя почему бы такому не быть!) гитарного соло, в котором участвовала лишь одна нота. Саша Охлопков на протяжении 16-ти тактов играет одну и ту же ноту ля, и я уверен, слушатель, не заснет от скуки.
Китайцы
Я к этой песенке давно подбирался. Но сделать ее лобово было бы слишком простым решением. Для начала мы решили сыграть куплеты и припевы в разных темпах, а на коде подняли темпоритм еще на несколько единиц. Как раз с кодой возились дольше всего – хотелось устроить пир во время чумы. Тут подключились и Алекс Репьёв на фоно, и саксофонист Алик Родин (с ним водим приятельство со времени, когда он играл в группе 7000$), и Игорь Пестов из РАСТЯПИНО БРАЗЕРС, он принес в студию Talk Box, или "золотое горло", довольно редкий инструмент. И новый "хроноповский" гитарист Миша Киселев сыграл пару риффов в припеве.
Наверное, теперь я в Китае персона нон грата…
Сумасшедшие
В акустической версии эта песня была медляком. Но мне хотелось сделать ее поживее. Начали разминать мы "Сумасшедших" ранней весной 2009-го. Параллельно разминали и "Все Женщины С Солнца", и "Опоздал На Поезд", и еще какие-то вещи, но остановились лишь на ней. Думаю, все дело в том, что Охлопков придумал любопытную гитарную сетку, которая уютно легла на Пашин ритм. Мы играли "Сумасшедших" на концертах в течение всего прошлого года. По сути, это и не песня вовсе, а набросок, запечатленное мгновение, мысли, проносящиеся в голове человека, что смотрит на воду. И выпивает с другом. Помнится, я ее сочинил, в десятый, наверное, раз перечитывая "9 Рассказов" Сэлинджера.
Полчаса
У ХРОНОПА появилась традиция вставлять в альбомы романсы (первый был на "Любителе Жидкости"). Собственно "Полчаса" - это продолжение песни "В Руках Дурака" с "Венецианского". Вернее, ответ на то письмо. Правда, отправитель письма находится, скорее, не в "горячей" точке, а с большой вероятностью – уже на небесах. Я пригласил на запись романса Надю Рыбакову, главного участника группы ATHAS, что исполняет кельтские песни. Надя сыграла на арфе и на китайской флейте Bawu. С Надей мы знакомы много лет, но в студии встретились впервые. В песне гостит еще один мой старинный друг – Павел Михайлюк, продюсер международного проекта GOATICA (Goatica Creative Lab). Он в своей московской студии сыграл на хэнге и сам же записал свою партию.
Друзья Остались
Друзья постепенно остаются на черно-белых фотографиях на стене… Забирает их небесный патруль. После смерти Алексея "Полковника" Хрынова, я полгода не мог прийти в себя, настолько его уход сбил у меня всю резьбу. Этой песне безоговорочно было забронировано местечко на альбоме.
Пора Мне Бить По Струнам
Хроноповские марши – дань любви к брит-попу. В каком-то смысле "Бить По Струнам" составляет пару песне "Друзья Остались", хотя по настроению иная. О том же самом, только без горечи - иронично. Текст писался довольно долго, что для меня не совсем обычно. Было четыре или пять редакций. Поначалу я спел "Бить По Струнам" в студии слишком загрузно – через полгода прослушал и понял, что надо спеть иначе, в итоге песня стала более прицельной. Шутки ради пропустили саксофон Алика Родина через флэнджер. Не слышал, чтобы кто-то так же делал. Басист Гоша Шивыров играет аккордами – здесь он применил этот прием впервые, но с тех пор полюбил это дело.
Были Бы Мы Поэты
Еще одна "маленькая" песня. Ее очень любит моя жена Лена, это ей подарок. Саша Охлопков играл на "акустике" с нейлоновыми струнами. Репетировали мы с ним у него дома. Затем демо я отправил Наде Рыбаковой, которая придумала партию арфы, и Мишке Зельманову, что подыграл на металлофоне, который он незадолго до этого привез из Казани. Когда писали перкуссию, в студии находился трубач из ЭЛИЗИУМА Саша Комаров (его группа тут же записывала альбом). У Комара было свободное время, и он подключился – сыграл в коде.
На Пыльной Родине
Песня появилась под занавес "Венецианского Альбома", ее акустическая версия вошла в презентационный диск. На новом альбоме "Родина" задала небесный лейтмотив. Да, это мажорная, и поэтому слегка помпезная баллада. По звучанию близка к прошлогоднему альбому, ведь на скрипке вдохновенно играет все тот же Сергей Данилов. Недаром у него кличка Волшебник.
http://www.fuzz-magazine.ru