""американская блюзовая и джазовая певица. В 1946 дебютировала как профессиональная певица. Гастролировала с оркестром Лайонела Хэмптона (1948-51) под псевдонимом Лоррэйн Картер. Принимала участие в клубных концертах и джем-сейшн с музыкантами бопа (в том числе с Чарли Паркером и «Диззи» Гиллеспи). Несколько лет работала по ангажементам в театрах и ночных клубах Нью-Джерси, затем обосновалась в Нью-Йорке. В 1955 концертировала и записалась на пластинки в сопровождении трио Рэя Брайанта (с участием Уэнделла Маршалла и Джо Джонса), в 1958-59 сотрудничала с Майлсом Дэйвисом, сделала записи с Рэем Чарльзом (1958, 1960-63). Неоднократно выезжала на гастроли в Европу, совершила турне в Японию (с «Сонни» Роллинсом, 1963), затем в течение года выступала в одном из лондонских клубов (1964). Неоднократно участвовала в фестивалях джаза (например, в 1968 в Германии и французском городе Антибе). Бетти Картер принадлежит к плеяде певиц модерн-блюза и джаза с наиболее ярко выраженной индивидуальностью. Основное ее амплуа — мэйнстрим (с заметным уклоном в сферу ритм-энд-блюза и музыки соул). Она охотно интерпретировала популярные мелодии классического свинга, однако наряду с известными эвергринами, балладами и блюзами широко практиковала новый джазовый репертуар. Способна была придать современное звучание традиционной джазовой классике, соединяя ее со стилистикой модерн-джаза. Виртуозно владела техникой боп-скэт-импровизации, за что и получила провище «Бетти Бибоп» (в период сотрудничества с оркестром Л. Хэмптона). Продемонстрировала превосходное чувство свинга, типично негритянский темперамент, природную музыкальность, мастерство блюзового интонирования и утонченной нюансировки. Применяла разнообразные формы глиссандирования и вибрато, изысканные приемы тембровой переокраски звука, мягкие чередования «отрытых» и «закрытых» тонов. Обладала голосом довольно широкого диапазона с богатым регистровым спектром. Весьма раскованна и оригинальна в ритмической технике и фразировке (индивидуализированная офф-бит-манера). В значительной мере способствовала сохранению популярности ритм-энд-блюза в 1960-е и последующие годы, его обновлению и сближению с модерн-джазом. Но особенно важен ее вклад в сфере камерного модерн-джаза. Несмотря на неограниченные возможности выступать и записываться с любыми именитыми биг-бэндами, она нередко отдавала предпочтение фортепианному трио в качестве аккомпанирующего ансамбля (с такими пианистами, как Джон Хикс, Бенни Грин, Джекки Террассон, Малгрю Миллер, Сайрус Честнут, Марк Кэйри, Стефен Скотт). Музыканты, участвовавшие в этом трио, называли его «школой Бетти Картер». Экспериментальный характер носили ее выступления со струнным оркестром Дэйва Амрама в Нью-Йорке и Бостоне в 1982-83.Recording: March and June 1976 at Sound Ideas Studio C by Joe FerlaProduction: Fred Bailin"
|