Неоклассический коллектив STOA из Германии является одним из самых талантливых в своем жанре. Особой любовью и признанием STOA пользуется в России. В середине 90-х, когда определение «gothic» было у нас практически неизвестно, именно благодаря STOA многие русские слушатели впервые познакомились с готической музыкой. Группа добилась признания благодаря двум альбомам «Urthona» (2003) и «Porta VIII» (1994), следующая работа «Zal» появилась на свет в 2002-м году, что было связано с некоторыми трудностями в поиске нового лейбла, и была встречена публикой с не меньшим воодушевлением. В 2005-м году все три альбома STOA были выпущены по лицензии в России.
Четвертый альбом группы, увидевший свет в 2008-м, называется «Silmand» – «сентябрь» в переводе с забытого немецкого диалекта, и, кажется, музыкальное и эстетическое содержание альбома оторвано от реальности и современности настолько же, насколько и слова на этом мертвом наречии. Естественнее всего звучание «Silmand» для залов старинных домов в тюдоровских крестах, увитых плющом и больных вечной ностальгией.
На сей раз состав коллектива расширился приглашенными музыкантами до интернационального. Женские голоса на альбоме, помимо основной вокалистки Мэнди Бернхардт, принадлежат австралийской певице Луизе Джон-Крол (Louisa John-Krol), также задействованы голландец Питер Нутен (Peter Nooten) (экс-CLAN OF XYMOX) и Ральф Дженерт (Ralf Jehnert) из лейпцигской группы LOVE IS COLDER THAN DEATH.
Альбом отличается от предыдущих работ тем, что звучание перестало находиться где-то за гранью и снизошло до бренного мира, но это ничуть не делает музыку хуже. Наоборот, возникает живое чувство осязаемого чуда. Музыка прозрачна, но без холодности. Эпические мотивы сменились лирическими, в которых осталась нотка таинственной надрывности.
В традиционное для STOA звучание классических инструментов добавились элементы фолка, что придаёт музыке рельефность, яркость, живость. Музыка не держит в состоянии натянутой струны как на предыдущих альбомах, но масштабность образов покоряет воображение, всецело захватывает с собой. Главные ассоциативные ниточки к этой музыке — гармония, меланхолия и таинственность.
Инструментальные партии «Silmand» звучат насыщенно и разнообразно, особо сильные приступы восхищения вызывает скрипка. Кроме нее, на фоне ритмически подкрепляющей электроники обретаются фортепиано, ксилофон, ударные, к слову, весьма эффектно используемые, и некие трудно идентифицируемые струнные щипковые инструменты. Женские вокалы воздушны, волшебны, и иногда слегка инфантильны, мужские — располагают к скорби своими упадническими интонациями и исключительно низким регистром. Волшебная музыка STOA приближена к универсальному понятию прекрасного и обладает способностью погружать в светлую меланхолию и обрисовывать печальное очарование вещей с особой яркостью и душещипательностью.
Диск выпущен в России по лицензии Alice In... / Dark Dimensions (Германия).